КООПЕРАТИВ У ОЗЕРА. СТРАСТИ ВОКРУГ БАЙКАЛА
Возможно, в конце июня, к позору России, ЮНЕСКО переведет Байкал в категорию «наследие в опасности» , потому что на никому не нужном комбинате продолжают зарабатывать приближенные к власти корпорации и в связи с регулярными попытками ослабить режим охраны озера.
Альтернативы с комбинатом или без давно уже нет, точка невозврата пройдена еще при владычестве тут Дерипаски, и власти все это знают, но ведут нечистую игру. Уже прозвучало наглое требование выдать собственникам и кредиторам БЦБК «на распил» 5 миллиардов рублей из новой федеральной целевой программы по охране озера Байкал.
Но столь разрекламированный перевод БЦБК на замкнутый водооборот — это миф. Замкнутого цикла нельзя достичь на допотопном оборудовании, притом что БЦБК в среднем ежедневно использовал более 100 000 тонн воды. Такую Ниагару невозможно замкнуть, надо сначала сокращать водопотребление в 20 и более раз, а это принципиально иные технологии, иная дисциплина производства.
Пока наверху что-то пилят, население Байкальска — бывшие и нынешние работники БЦБК боятся крупной техногенной катастрофы со многими жертвами, например, в результате разлива чего-то ядовитого. Это станет закономерным следствием лихих волевых решений и их раболепного исполнения.
Сам БЦБК никого уже не накормит, и если это градообразующее предприятие, то это град обреченный. Заложенное в Генплане функционирование комбината как социального гаранта до 2016 года возможно, только если работники будут заняты ликвидацией связанных с ним рисков, а не производством целлюлозы.
Два года назад Чжан Сян из пекинского Университета природы выразился предельно точно: «Для России, страны, которая первой полетела в космос, ликвидация БЦБК не может быть вопросом. Поэтому делать национальную проблему из устаревшего целлюлозно-бумажного комбината — это не умещается в голове…»
Подробнее читайте: http://novayagazeta.livejournal.com/737667.html